КРИЗИС МУНИЦИПАЛЬ-
НОГО ЖИЛЬЯ
В 1997 году мировую экономику лихорадило. На лондонской международной нефтяной бирже цена на нефть упала ниже 20 долларов за баррель. В Таиланде обрушился фондовый рынок и национальная валюта — начался азиатский финансовый кризис. К октябрю он распространился на мировой рынок: индекс Dow Jones Industrial Average переживал рекордное за 10 лет падение. А доходность российских государственных краткосрочных облигаций (ГКО), продавая которые правительство покрывало дефицит бюджета, стала расти. Это в свою очередь привело к тому, что повышенные выплаты по ГКО создавали всё большую дыру в и без того скудном бюджете.
До знаменитого «чёрного вторника» оставался ещё целый год, но денег катастрофически не хватало. В особенно плачевном состоянии пребывало муниципальное жильё. Изношенные коммуникации жилого фонда постоянно давали сбой: взрывы бытового газа, прорывы водопроводных и канализационных труб, пожары, затопления и плесень. Даже в Москве городской бюджет не покрывал стоимость ремонта квартир после аварий.
ВСК обратилась в мэрию Москвы с предложением страховать муниципальное жильё: собственник или наниматель мог за небольшую ежемесячную плату, включённую в квитанцию за коммунальные услуги, застраховать квартиру и в случае аварии получить компенсацию ущерба. К инициативе присоединились и другие страховые компании. ВСК получила аккредитацию в программе льготного страхования муниципального жилья и выиграла право страховать дома в Юго-Западном и Центральных Округах Москвы, а также в городе Зеленограде. На первом пробном этапе московское правительство выплачивало 70% суммы страхового возмещения, а страховая компания — 30%. Со временем — когда программа встала на регулярные рельсы, соотношение перевернулось в пользу большей доли компании-страховщика. Для ВСК работа с мэрией Москвы стала первым пробным шаром в сотрудничестве с муниципальными органами.